В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведена проверка эффективности реализации муниципальной программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске» за 2021-2023 годы.
Муниципальная программа утверждена постановлением мэрии города Новосибирска от 23.10.2020 № 3205.
Разработчик и ответственный исполнитель Программы - управление общественных связей мэрии.
Исполнители Программы - управление общественных связей мэрии; муниципальное казенное учреждение «Координационный центр «Активный город»; департамент информационной политики мэрии и муниципальное казенное учреждение «Информационное агентство Новосибирск».
Включение в состав исполнителей мероприятий Программы МКУ ИА «Новосибирск» и ДИП, в ведении которого находится МКУ, является необоснованным, так как МКУ выступает в качестве исполнителя услуги по реализации мероприятия Программы в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным с УОС и оплачиваемым за счет средств, выделенных на финансовое обеспечение Программы.
Паспортом Программы определена цель её реализации: Создание условий для реализации общественных инициатив и формирования активной гражданской позиции по общественно значимым вопросам на территории города Новосибирска.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
Задача 1: «Оказание муниципальной поддержки общественных инициатив в городе Новосибирске»;
Задача 2: «Содействие реализации общественных инициатив, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Новосибирске»;
Задача 3: «Развитие системы информирования населения о реализации общественных инициатив в городе Новосибирске».
В Программе не нашла отражения имущественная поддержка СО НКО, при этом на достижение цели Программы и решение задачи «Оказание муниципальной поддержки общественных инициатив в городе Новосибирске» направлена деятельность ДЗиИО мэрии по предоставлению в аренду СО НКО на льготных условиях помещений, включенных в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, свободного от прав третьих лиц.
Целевые индикаторы, установленные Программой, а также информация об источниках получения данных о значениях целевых индикаторов представлены на слайде.
В отношении целевого индикатора «Количество ТОС, получивших муниципальную поддержку общественных инициатив» отсутствует информация, в каком документе УОС отражаются данные для определения планового и количественного значений целевого индикатора, также не указан временной период получения данных (по состоянию на конец отчетного года, в среднем за год).
В отношении целевых индикаторов: «Доля жителей города, положительно оценивающих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Новосибирске, от числа опрошенных» и «Доля жителей города, проинформированных о реализации общественных инициатив в городе Новосибирске, от числа опрошенных» не отражена информация о наименовании социологических исследований, методов, периодах и кратности их проведения, количестве и категории участников исследований.
Для достижения поставленной цели Программы в ходе её исполнения реализовывались 16 программных мероприятий.
Как показали результаты проведенной проверки в рамках решения первой и третьей задачи все мероприятия реализованы в полном объеме.
Что касается решения второй задачи Программы, то мероприятие «Оказание содействия реализации мероприятий, направленных на сохранение и развитие традиций языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Новосибирска» в 2021 году оказалось недовыполнено, что объясняется ограничительными мерами, введенными в связи с распространением коронавирусной инфекции, а в 2022 году – перевыполнено.
В целом на реализацию мероприятий муниципальной программы за 3 года было направлено свыше 307 млн. рублей бюджетных средств. Финансирование осуществлялось за счет собственных средств бюджета города.
Исполнение планового объема финансирования программы составило 99,6%.
В структуре расходов на реализацию мероприятий Программы 70% произведенных затрат приходится на поддержку реализации общественных инициатив в соответствии с правовыми актами мэрии, еще 14% - на содействие ТОС в обеспечении помещениями, оборудованными мебелью, оргтехникой, телефонной связью и доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На остальные 14 программных мероприятий приходится 16% расходов.
Наиболее финансово затратным в рамках реализации мероприятий программы являлось предоставление субсидий, грантов и преференции в форме субсидии.
В связи с тем, что в 2023 году Палатой в УОС мэрии была проведена проверка обоснованности выделения и эффективности использования субсидий в сфере поддержки общественных инициатив в 2021-2022 годах, выявившая отдельные недостатки, для исключения дублирования, в рамках данного контрольного мероприятия проведена аналогичная проверка за 2023 год.
Субсидии в сфере поддержки общественных инициатив предоставлялись в 2023 году за счет средств бюджета города на основании Порядков, утвержденных постановлениями мэрии города Новосибирска.
Субсидии предоставлялись в результате отбора получателей на основании поданных заявок и в соответствии с решениями комиссий и заключенными соглашениями, с последующим предоставлением отчета о результатах реализации субсидий. Всего за 2023 год УОС мэрии осуществлено 524 выплаты субсидий.
Выборочной проверкой заявок, соглашений, отчетов о результатах реализации субсидий, нарушений не установлено.
В период проверки были проведены осмотры на предмет фактического выполнения работ за счет предоставления грантов в форме субсидий в Дзержинском, Железнодорожном, Ленинском и Первомайском районах города.
Что касается структуры объемов финансирования субсидий по направлениям, то в 2023 году наибольший удельный вес в общем объеме субсидий занимали расходы на предоставление:
субсидий на проведение социально значимых мероприятий в области культуры, искусства, охраны окружающей среды, укрепления патриотизма, чествование ветеранов и отдание памяти павшим участникам войн, - 32% в общем объеме субсидий;
субсидии на реализацию социально-значимых проектов - 24%;
субсидия на предоставление муниципальной преференции в форме субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат Новосибирской городской общественной организации ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов, связанных с осуществлением ее деятельности – 17%.
Для выполнения первой из поставленных задач Программы в 2021-2023 годах предусмотрено выполнение 8 мероприятий, отражающих деятельность исполнителей мероприятий Программы по оказанию муниципальной поддержки общественных инициатив.
Расходы, направленные на решение задачи, за проверяемый период реализации Программы составили более 292 млн. рублей, их доля в общем объеме затрат на реализацию Программы составила 95%.
Из всех мероприятий первой задачи выделяются 2 финансово ёмких мероприятия.
В рамках поддержки реализации общественных инициатив в соответствии с правовыми актами мэрии помимо финансовой поддержки в форме субсидий в рамках мероприятия производились выплаты руководителям органов ТОС (20,7 тыс. рублей раз в квартал с учетом НДФЛ) и выборным лицам и активистам ТОС (4,6 тыс. рублей раз в год с учетом НДФЛ) в соответствии с Положением о поощрении, утвержденным постановлением мэрии.
Всего за 2021-2023 годы произведено 3 596 данных выплат на общую сумму более 48 млн. рублей.
Проверкой соблюдения Положения о поощрении руководителей органов ТОС, выборных лиц, активистов ТОС нарушений не выявлено.
Исполнителем мероприятия «Содействие ТОС в обеспечении помещениями, оборудованными мебелью, оргтехникой, телефонной связью и доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» являлось МКУ «Активный город», которое осуществляло в проверяемом периоде содержание движимого и недвижимого имущества, используемого для осуществления деятельности ТОС.
Общее количество помещений для размещения ТОС составило от 90 – в 2021 году до 93 – в 2023 году.
Для возмещения затрат на содержание помещений ТОС МКУ «Активный город» заключались муниципальные контракты и договоры на возмещение расходов, связанных с обслуживанием и страхованием объекта недвижимости, расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, коммунальных платежей. Так же в проверяемый период производился ремонт помещений и установка пожарной и охранной сигнализации в помещениях ТОС.
В рамках второй задачи Программы проводились различные мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, сохранение и развитие традиций языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Новосибирска, гармонизацию межконфессиональных отношений, а также на освещение в СМИ темы этноконфессиональных отношений.
В свою очередь, в рамках данной задачи организовывались и проводились выпуски радиопрограммы «Активный город» в эфире радиостанции «Новосибирская городская волна», издавались выпуски газеты «Этажи» о деятельности ТОС, проводились информационные мероприятия о реализованных проектах, представленных на конкурс социально-значимых проектов, а также обеспечивалось функционирование сайтов УОС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По результатам проведенного в рамках контрольного мероприятия аудита исполнения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлены следующие нарушения и недостатки:
не применены меры ответственности к недобросовестному исполнителю в связи с нарушением условий контракта, а именно просрочкой выполнения работ;
запрашивались коммерческие предложение у организаций, не оказывающих услуги, указанные в закупках;
в составе извещений о проведении электронных аукционов, неправомерно установлено излишние требование, подтверждающее соответствие участника закупки, а именно наличие лицензии;
неправомерно произведена закупка на выполнение работ по изготовлению полиграфической продукции на сумму 116 тыс. рублей с целью реализации мероприятий Программы, которые на момент размещения извещения об осуществлении закупки уже закончились.
При проверке оценки эффективности реализации Программы определено, что в отношении большинства установленных в Программе целевых индикаторов отсутствует достоверная, объективная, документально подтвержденная информация об источниках получения данных, методике расчета значениях целевых индикаторов.
Учитывая вышеизложенное, Палата считает оценку эффективности Программы в 2021-2023 годах на уровне «высоко - эффективная» не объективной.