В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведен анализ полноты поступления доходов в бюджет города Новосибирска от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска в 2023-2024 годах.
В целях совершенствования управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске, в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», разработан Порядок создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.12.2010 № 246.
В соответствии с данным Порядком в городе Новосибирске создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - муниципальные унитарные предприятия;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - муниципальные казенные предприятия.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества муниципального унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Этой же статьей определено, что муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, имеет право самостоятельно распоряжаться своей прибылью, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после перечисления собственнику части полученной прибыли.
Для муниципальных казенных предприятий устанавливается порядок распределения их доходов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Новосибирска, во исполнение положений статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ, в целях повышения эффективности использования муниципального имущества и обеспечения поступления в бюджет города Новосибирска части прибыли муниципальных унитарных предприятий, разработаны:
- Порядок определения размеров части прибыли муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.06.2016 № 239;
- Порядок распределения доходов муниципальных казенных предприятий города Новосибирска, утвержденный постановление мэрии города Новосибирска от 28.05.2018 № 1870.
Данными Порядками установлены:
- размер части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и подлежащей перечислению в бюджет города – 10%;
- условие освобождения от уплаты:
- реализация инвестиционных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры, на период действия данных программ;
- если прибыль, образовалась в результате получения межбюджетных субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на приобретение, модернизацию и (или) капитальный ремонт подвижного состава электрического и автомобильного транспорта общего пользования;
- обязанность осуществления контроля за правильностью исчисления размера части прибыли, которая возложена на отраслевые органы мэрии и мэрию.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 08.12.2014 № 10844 определен срок перечисления в бюджет города Новосибирска муниципальными унитарными предприятиями города Новосибирска части прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей - ежегодно не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным.
Кроме того, данным постановлением на руководителей структурных подразделений мэрии города Новосибирска, в ведении которых находятся муниципальные унитарные предприятия, возложена обязанность по организации контроля за своевременным перечислением в бюджет города части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Количество муниципальных унитарных предприятий согласно информационной базе данных «Реестр муниципального имущества» ДЗиИО мэрии в анализируемом периоде не изменялось и составило 19 единиц, в том числе 2 муниципальных казенных предприятия.
Распределение муниципальных унитарных предприятий по видам экономической деятельности представлено на слайде и сложилось следующим образом: в транспортной отрасли (31,5%), энергетике (15,7%), жилищно-коммунальном хозяйстве (10,5%) от общего числа предприятий. Доля предприятий культуры, строительства, гостиничного обслуживания, а также занятых похоронными услугами, фармацией, телекоммуникациями и связью составляет по 5,3% в общем числе предприятий.
Из 19 предприятий в анализируемом периоде МУП «Советский ИнвестСтрой» находилось в процессе банкротства.
Согласно информации Управления ФНС по НСО о внесении записи в ЕГРЮЛ деятельность МУП «Автосвязь» прекращена.
Освобождены от уплаты части прибыли МУП Горводоканал» (ежегодно), а также МКП «Горэлектротранспорт» и МКП «Новосибгортранс» - по итогам отчетного 2023 года.
Таким образом, на основании вышеизложенного, анализ бухгалтерской отчетности в части уплаты части прибыли в бюджет города Новосибирска в 2023 году произведен по 16 муниципальным унитарным предприятиям, в 2024 году – по 14 МУПам.
В анализируемом периоде часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, перечислили в полном объеме все 11 прибыльных муниципальных унитарных предприятий.
При этом, с нарушением установленного срока (не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным) перечислили часть прибыли МУП «Спецавтохозяйство», МУП «Новосибирский зоопарк имени Р. А. Шило», МП «Городская электросвязь» и МП «Метро МиР».
Общая сумма поступления доходов в бюджет города Новосибирска от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска в 2023 году составила 22 101,7 тыс. рублей, в 2024 году - 22 514,7 тыс. рублей.
По итогам аналитического мероприятия Палатой предложено главным администраторам доходов бюджета города Новосибирска усилить контроль за своевременностью перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, муниципальных унитарных предприятий в бюджет города Новосибирска.