Контрольно-счетной палатой проведен анализ расходования бюджетных средств на исполнение судебных актов по обращениям взыскания на средства бюджета города Новосибирска за 2019-2021 годы.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отдельными статьями установлены порядки исполнения судебных актов:
- по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
За период 2019-2021 годов общая сумма средств бюджета города, направленных на исполнение судебных актов по обращениям взыскания на средства бюджета города Новосибирска, составила 907,8 млн. рублей. В анализируемом периоде исполнено 5 662 судебных решения.
Наибольшее количество исполненных судебных решений - 5 647 или 99,7% вынесено по искам, предусматривающим обращение взыскания по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений/ГРБС на сумму 895,3 млн. рублей.
Палата отмечает, что в анализируемом периоде было исполнено 17 судебных решений в соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ по выплате компенсаций за изъятие объектов, подлежащих к сносу, на общую сумму 54,0 млн. рублей, истцом по которым являлся департамент строительства и архитектуры мэрии.
Анализ данных о величине сумм, предъявленных ко взысканию на основании судебных решений, показал, что в отношении большинства судебных решений (около 80% ежегодно от общего количества) сумма взыскания составляла от 50,0 тыс. рублей до 500,0 тыс. рублей. Доля судебных решений с суммой взыскания до 50,0 тыс. рублей составляет 17,9%.
За период 2019-2021 годов вынесено 49 финансовоемких судебных решения (с суммой взыскания более 1,0 млн. рублей), в том числе в адрес: ДСА мэрии (включая УЖВ и подведомственные учреждения) – 17 решений; ДЭЖКХ города (включая подведомственные учреждения и МУП «САХ») – 14 решений; ДЗиИО мэрии - 9 решений.
В анализируемом периоде ДФиНП мэрии исполнено 15 исполнительных документов по искам к муниципальному образованию городу Новосибирску на общую сумму 12,4 млн. рублей.
Из них 13 исполнительных документов по выплате компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в связи с нарушением права истцов – лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения.
Кроме того, исполнено 2 судебных решения по оплате за счет казны убытков в виде упущенной выгоды и в виде реального ущерба, связанных со строительством на арендованном земельном участке.
Анализ структуры исполненных судебных решений по искам, предусматривающим обращение взыскания по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, показал, что 96% от общего количества исполненных судебных решений и 98% от общей суммы затрат приходится на 5 ГРБС: ДТиДБК мэрии, ДСА мэрии, ДЗиИО мэрии, ДЭЖКХ города и ДО мэрии. При этом, наибольший удельный вес приходится на ДТиДБК мэрии – 83% в количественном выражении и 71% - в объеме бюджетных средств.
Основные предметы исков по данным структурным подразделениям:
- по ДТиДБК мэрии 85,7% от общего количества исполненных судебных решений и 88,9% от общей суммы затрат приходится на долю административных штрафов за ненадлежащее содержание автодорог; 12,7% исполненных судебных решений связано с возмещением ущерба в результате ДТП;
- по ДСА мэрии 63,2% от всех исполненных по департаменту судебных решений связано с содержанием строящихся объектов, квартир муниципального жилого фонда в многоквартирных домах;
- по ДЗиИО мэрии наибольшее количество судебных решений - 38,3% связано с взысканием задолженности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, по оплате коммунальных услуг; 23,5% судебных решений вынесено по вопросам аренды;
- по ДЭЖКХ города 54,4% в общем количестве исполненных судебных решений связано с задолженностью по оплате коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилых помещений в МКД (задолженность образовалась в большей степени в 2018 году);
- по ДО мэрии 57,2% от общего количества исполненных судебных решений связано с нарушением условий муниципальных контрактов (пени, штрафы, задолженность) по коммунальным услугам.
Анализ структуры видов расходов, направленных на исполнение судебных решений, показал, что наибольший удельный вес имеют расходы по оплате административных штрафов – 59,5% всех расходов, на долю расходов на оплату суммы основного долга по исполнительному документу приходится 22,5%, расходы на возмещение материального ущерба (убытка) составили 10,9%.
Так же в анализируемом периоде осуществлялось исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений. Всего было исполнено 75 судебных актов на общую сумму 26,6 млн. рублей.
В структуре видов расходов, направленных на исполнение судебных решений, основной удельный вес – 86% - приходится на оплату суммы основного долга по исполнительному документу.
Анализ информации ГРБС о мерах, предпринятых в период 2019-2021 годов в целях сокращения количества исковых требований показал, что:
- в большинстве ГРБС проводились совещания;
- осуществлялась деятельность, направленная на обжалование дел в судах различных инстанций;
- служебная проверка причин возникновения исковых требований и выявления должностных лиц, ответственных за возникновение искового требования, была проведена только в УОС мэрии;
- служебных взысканий на должностных лиц и сотрудников ГРБС в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, повлекших возникновение исковых требований, в анализируемом периоде со стороны руководства ГРБС не налагалось.
Палата отмечает, что в целом в масштабе мэрии города Новосибирска не определено структурное подразделение в функции или задачи которого входило бы осуществление анализа и мониторинга исполнения судебных решений на предмет динамики их количества, причин, сумм взыскания и иной информации.
В ходе проведения данного аналитического мероприятия выявлены следующие нарушения:
ДФиНП мэрии не установлен Порядок представления главным распорядителем средств информации о результатах рассмотрения дела в суде, наличии оснований для обжалования судебного акта и о результатах обжалования судебного акта, что противоречит требованиям статьи 242.2 БК РФ;
в отдельных случаях исполнительные документы поступали не в ДФиНП мэрии, а непосредственно должникам, что является нарушением порядка, установленного главой 24.1 БК РФ;
при отсутствии нормативно-правового акта, регламентирующего порядок предоставления бюджетных средств в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности, ДЭЖКХ города была осуществлена оплата задолженности МУП «САХ» за аренду земельных участков по мировым соглашениям;
в нарушение Порядка финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Новосибирска, установленного постановлением мэрии от 19.12.2016 № 5804, оплата судебных расходов при исполнении судебных актов производилась за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
По результатам аналитического мероприятия Палатой внесен ряд предложений по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений и недостатков, а также в целях минимизации расходов бюджета города, направленных на исполнение судебных решений.
Кроме того, Палатой предложено мэрии города Новосибирска систематизировать работу в части проведения анализа и мониторинга исполнения судебных решений на предмет динамики их количества, причин, сумм взыскания и иной информации.