Проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен», связанной с ремонтом подвижного состава за 2021-2022 годы

Проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен», связанной с ремонтом подвижного состава за 2021-2022 годы

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2023 год проведена проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен», связанной с ремонтом подвижного состава за 2021-2022 годы.

Для проведения капитального и текущего ремонта подвижного состава предприятия в тарифе на 2021 и 2022 год предусматривались источники в сумме 177,5 млн. рублей в 2021 году (или 2,1 рубля на одного пассажира) и 133,4 млн. рублей в 2022 году (или 1р59коп. на одного пассажира). Исходя из предусмотренного размера доли тарифа, направляемого на капитальный и текущий ремонт подвижного состава и фактического пассажиропотока в 2021 и 2022 годах, размер источников для проведения капитального и текущего ремонтов подвижного состава составил 158,3 млн. рублей в 2021 году (что больше фактических затрат на 52,3 млн. рублей) и 122,9 млн. рублей в 2022 году (что больше фактических затрат на 4,3 млн. рублей). Фактически на капитальный и текущей ремонт подвижного состава в 2021 году потрачено 106,0 млн. рублей, в 2022 году – 118,5 млн. рублей.

Из общего объема расходов по перевозке пассажиров расходы по текущему и капитальному ремонту подвижного состава составили в 2021 году - 5,8%, в 2022 году - 5,9%.

Увеличение расходов на капитальный и текущий ремонт подвижного состава в 2022 году составило 12,6 млн. рублей или 11,9%, при этом их доля в структуре общих расходов практически не изменилась.

Анализ структуры расходов на капитальный и текущий ремонт подвижного состава по видам работ за 2021-2022 годы отражен в таблице на слайде.

Из таблицы следует, что в 2022 году расходы на капитальный ремонт подвижного состава уменьшились на 7,6 млн. рублей или 8,6%. Это связано с тем, что в расчёты за 2021 год включены 2 вагона из состава, ремонт которого начался в июне 2020 года. Кроме того, в 2021 году дополнительно произведен капитальный ремонт 4 вагонов другого состава.

В 2022 году отремонтировано 4 вагона ещё одного состава. Увеличение затрат на ремонт одного вагона на 28,6% связано в основном с ростом цен на запчасти и установку новых рам тележек.

Капитальный ремонт вагонов Метрополитеном выполняется самостоятельно в корпусе подъемочного ремонта электродепо «Ельцовское».

Плановая калькуляция на капитальный ремонт вагонов на 2021-2022 годы, утвержденная главным инженером Предприятия отражена в таблице на слайде.

Доля затрат на оплату труда в калькуляции по капитальному ремонту составляла в 2021 году в среднем по вагону 14,4%, в 2022 году 13,8%, материалов 84,8% и 85,5% соответственно. Работы, выполняемые подрядным способом (окраска вагонов), составляли в среднем 0,7%.

Высокие темы роста расходов на капитальный ремонт вагонов за счет увеличения стоимости комплектующих обуславливают экономическую целесообразность более рационального использования запчастей, а именно организовать их полноценное дефектование и ремонт.

Проверкой деятельности предприятия установлен ряд недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные нарушения и несоответствия, способные повлиять на эффективность расходования средств, выделенных на ремонт подвижного состава касаются следующих вопросов:

1. При капитальном ремонте вагонов Предприятием замена большинства запасных частей вагонов с различной степенью износа осуществляется без проведения их полноценной диагностики и ремонта, путем 100%-го их дефектования. Сложившаяся практика замены деталей вагонов при капитальном ремонте вагонов приводит к удорожанию стоимости ремонта вагонов.

2. Установлено сверхнормативное списание деталей на сумму 2,1 млн. рублей, а также завышение норм расхода по проводу ПГРО.

3. В нарушение Учётной политики для целей бухгалтерского учёта предприятия не все материальные ценности, полученные при проведении ремонтов подвижного состава, учитываются в бухгалтерском учёте.

Отсутствие полного учёта резервных агрегатов и бывших в употреблении запасных частей пригодных к использованию (в т.ч. после ремонта) приводит к риску необоснованного списания новых запасных частей при фактической установке отремонтированных, а также к завышенной потребности в запасных частях при планировании их закупки.

В ходе проверки указанное нарушение частично устранено, актом от 28.12.2023 к учёту в качестве материальных ценностей, пригодных для вторичного использования или реализации приняты б/у электродвигатели ДК-117 – 4 шт., ДК-410 – 20 шт.

4. Предприятием занижен объем полезных остатков, получаемых при проведении капитального ремонта подвижного состава, в виде оприходованного и сданного лома вторичных металлов, в т.ч.:

- меди в количестве 3 192 килограмма на сумму 1,8 млн. рублей;

- алюминия в количестве 300 килограммов на сумму 39 тыс. рублей.

5. Совокупность представленной в акте информации на примере операций с отдельными видами ТМЦ свидетельствует о том, что на предприятии на разных этапах деятельности, связанной с обеспечением процесса ремонтов необходимыми материалами, возникают недостатки и нарушения создающие условия для неэффективного расходования средств, выделенных на ремонт подвижного состава, например:

- не соответствующим образом осуществляется документирование процедуры принятия решений о списании агрегатов и необходимости приобретения новых ТМЦ;

- обоснованность необходимости приобретения новых агрегатов;

- дробление закупок для исключения публичных конкурентных процедур на торговой площадке;

- подготовка информации для определения НМЦД с ненадлежащим качеством и так далее.

Исходя из представленных в акте примеров неэффективное расходование средств, выделенных на ремонт подвижного состава, составило 2 млн. рублей.

6. В нарушение внутренних регламентов предприятия представленная к проверке информация в качестве обоснования НМЦД, в отдельных случаях, подготовлена с использованием:

- информации, в которой невозможно определить дату;

- ценовой информации срок действия предложений, по которым истёк;

- коммерческих предложений поставщиков и исполнителей от несуществующих (или ликвидированных) организаций;

- коммерческих предложений поставщиков и исполнителей, не осуществляющих поставку данного товара, либо не выполняющий данный вид работ, либо не осуществляющих данный вид услуг;

- информации о ценах, поступившей от аффилированных или связанных лиц.

Совокупность указанных недостатков создаёт условия для определения НМЦД в завышенном размере и, как следствие, нарушения принципа экономически эффективного использования денежных средств и осуществления закупок на неоптимальных для предприятия условиях.

7. Невыполнение требований локальных нормативных актов в отношении исходящих запросов и внешних входящих документов, связанных с подготовкой НМЦД, некачественное оформление документации контрактной службой, а также недостатки внутреннего документооборота между контрактной службой и инициаторами закупки также создаёт условия для определения НМЦД в завышенном размере и, как следствие, создаёт риск нарушения принципов экономически эффективного использования денежных средств при осуществлении закупок.

8. Затраты на проведение капитального ремонта вагонов метрополитена не рассматриваются предприятием в бухгалтерском учёте в 2022 году в качестве капитальных вложений, а относятся на расходы периода, что не соответствует требованиям новых федеральных стандартов учёта.

В отчете о производственно-финансовой деятельности Предприятия часть расходов по оплате труда ремонтных подразделений, фактически связанных с капитальным и текущим ремонтом подвижного состава отнесена на статью расходов по перевозке пассажиров.

Внутрихозяйственные факторы, характеризующие деятельность предприятия в 2021–2022 годах и способные негативно повлиять на оценку эффективности деятельности:

- низкая эффективность закупочной деятельности и нарушение требований нормативных актов в области закупочной деятельности;

- наличие рисков сохранности имущества в виде б/у ТМЦ и лома цветного металла;

- наличие единичных фактов неэффективного расходования средств.

Несмотря на наличие отдельных недостатков, совокупность перечисленных факторов совместно с результатами оценки по критериям эффективности приводят к оценке эффективности деятельности по ремонту подвижного состава как «достаточно эффективной».

По результатам проведения проверки:

-  подготовлен акт от 15 марта 2024 года;

- в адрес предприятия направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Руководством предприятия предоставлен ответ с перечнем мероприятий, направленных на устранение, часть из которых к настоящему моменту уже выполнена.

Материалы проверки отправлены в правоохранительные органы.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы