В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2024 год проведена проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, выделенных на обустройство конечных остановочных пунктов, открытых площадок для разворота и отстоя транспортных средств общественного пассажирского транспорта за 2022-2023 годы.
В целях создания условий для осуществления дорожной деятельности на территории города Новосибирска, улучшения обеспечения жителей города Новосибирска пассажирскими перевозками, повышения уровня безопасности дорожного движения распоряжением мэрии от 20.06.2016 № 415-р утвержден примерный перечень элементов обустройства конечного остановочного пункта и открытой площадки для разворота и отстоя транспортных средств как комплекса элементов благоустройства территории города Новосибирска (именуемые сокращённо КОП) и перечень КОПов по районам города Новосибирска.
По информации Департамента транспорта по состоянию на 01.01.2024 года на территории города Новосибирска функционировало 86 конечных остановочных пунктов, из них:
- 66 ед. (или 77%) обустроено;
- 20 КОПов (или 23%) не обустроено.
В ходе проведения контрольного мероприятия Департаментом транспорта мэрии информация (или реестр) о наличии элементов обустройства, предусмотренных в распоряжении мэрии № 415-р на каждом КОП к проверке не представлена, установить какими критериями руководствовался департамент при распределении КОПов между группами «обустроенные» и «требующие обустройства» не представляется возможным.
В рамках контрольного мероприятия установлено, что требования к обустройству, приведённые в распоряжении мэрии города Новосибирска № 415-р в полном объеме на большинстве из КОП, которые отнесены департаментом в перечень обустроенных, не выполнены:
- почти на всех КОП отсутствуют нестационарные объекты, помещения (для организации отдыха и приема пищи), скамьи, ограждения;
- из 66 обустроенных КОП только на 27 установлены и обслуживаются туалетные кабины;
- в большинстве случаев урны и площадка для установки мусоросборников отсутствует, часто требуется установка дополнительного освещения.
Кроме того, даже представленные как обустроенные (и сданные в эксплуатацию) в 2023 году конечные остановочные пункты «Белоусова» по ул. Балтийская в Советском районе и «Полевая» по ул. Зорге в Кировском районе» общей стоимостью 32 млн. рублей не соответствуют требованиям к обустройству приведённым в распоряжении мэрии города Новосибирска № 415-р.
В проверяемом периоде выполнение мероприятий по обустройству конечных остановочных пунктов Департаментом транспорта мэрии предусмотрено в рамках муниципальной программы «Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска». Выделение средств на обустройство КОПов осуществлялось в 2022-2023 годах по отдельному коду бюджетной классификации в соответствии с п.2.1.8 /п.2.1.6 Программы.
В соответствии с первоначальными показателями Программы ежегодные расходы городского бюджета на обустройство КОПов в периоде с 2020 по 2025 год предусматривались в размере 10 млн.. рублей на обустройство 2-х КОПов.
В течение проверяемого периода Департаментом транспорта на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с решениями Совета депутатов города Новосибирска вносились изменения и дополнения в бюджет города Новосибирска и Программу. По окончанию финансового периода сумма затрат в Программе корректировалась по фактическим расходам, произведенным исполнителями Программы.
В соответствии с показателями муниципальной программы в бюджете города Новосибирска предусматривались соответствующие средства.
процент освоения лимитов бюджетных ассигнований составлял в 2020 году 54,9%, в 2021 году 3,1%, в 2022 году 1,9% и лишь в 2023 году 93,2% от предусмотренных лимитов бюджетных ассигнований.
В течение проверяемого периода фактические расходы на обустройство КОПов составили:
в 2022 году 189,1 тыс. рублей, в том числе: МБУ «ГЦОДД» выполнено обслуживание биотуалетов на указанную сумму;
в 2023 году расходы (с учётом разворотной площадки на ул.Кубовая) составили 51 млн.629 тыс. рублей, в том числе:
- МКУ «УДС» осуществлена оплата за выполненные работы по разработке проектной документации по КОП "Белоусова" и "Полевая" на сумму 1млн.696 тыс. рублей
- осуществлена оплата работ по обустройству КОП «Полевая» в сумме 20млн.350 тыс. рублей.
- осуществлена оплата работ по обустройству КОП «Белоусова» в сумме 9млн.997 тыс. рублей.
- осуществлена оплата СМР на разворотной площадке по ул.Кубовая в сумме 2млн.166 тыс. рублей
- МБУ «ГЦОДД» оплачена установка и обслуживание мобильных туалетных кабин на сумму 12 млн.044 тыс. рублей;
- оплачена поставка и установка павильонов на сумму 990 тыс. рублей;
- также ГЦОДДом оплачена поставка ТМЦ для наружного освещения на сумму 4млн.387 тыс. рублей;
По результатам контрольного мероприятия установлен ряд нарушений и недостатков, которые приведены в тексте акта. Основные из них, повлиявшие на эффективность использования бюджетных средств, касаются следующих вопросов:
Сначала необходимо выделить организационные недостатки:
1. Отсутствие информации (или реестра) о фактическом и требуемом обустройстве КОП элементами благоустройства на территории города Новосибирска привело к недостоверной информации об обустройстве КОП, несогласованности действий различных подразделений мэрии, отсутствию создания комфортных условий для осуществления пассажирских перевозок и как следствие создаёт условия для неэффективного расходования бюджетных средств.
2. В проверяемом периоде Департаментом транспорта при осуществлении деятельности по обустройству конечных остановочных пунктов количественные параметры Программы не выполнены (по программе в 2022 году запланировано обустройство 3 КОПов, в 2023 году 2 КОПов, фактически выполнено в 2022 году - 0, в 2023 году – 2 и переустройство 1 разворотной площадки на ул. Кубовая).
3. Отсутствие должного контроля со стороны Департамента транспорта и Управления пассажирских перевозок за соблюдением требований к обустройству, приведённых в распоряжении мэрии города Новосибирска № 415-р и несогласованность действий подведомственных учреждений привели к расторжению муниципальных контрактов и не освоению в полном объеме выделенных средств в размере 8 млн.655 тыс. рублей.
Далее о недостатках на стадии реализации мероприятий:
4. Несмотря на то, что проектная документация по обустройства КОПов в части устройства освещения разработана и согласована с МБУ «ГЦОДД», а также получены технические условия МБУ «ГЦОДД» на подключение наружного освещения, фактически на рассматриваемых объектах:
- на КОП «Белоусова» освещение смонтировано не в соответствии с проектной документацией;
- на КОП «Полевая» наружное освещение на момент контрольного мероприятия не смонтировано.
Подобный подход к организации работ по обустройству, с делением обязанностей между различными заказчиками и исполнителями, создаёт условия для неэффективного расходования бюджетных средств поскольку если разделы проектной документации «Наружное освещение» не используются для фактического обустройства КОП, то отмена требования к подрядчику по созданию данного раздела проекта могло существенно сократить объём работ по проектированию, т.е. трудоёмкость выполнения проектных работ, а значит уменьшить стоимость проектных работ.
5. Анализ представленных муниципальных контрактов на аренду и обслуживание мобильных туалетных кабин и документации об исполнении контрактов выявил множественные несоответствия и нарушения, способные повлиять на качество оказания услуги. В нарушение требований муниципальных контрактов приёмка услуг от исполнителей осуществляется в условиях непредоставления надлежащим образом оформленных материалов, подтверждающих факт оказания услуг в полном соответствии с условиями контракта.
Это позволяет сделать вывод о том, что система контроля и приёмки работ от исполнителя в МБУ «ГЦОДД» не эффективна и в ряде случаев фактически способствует (а не препятствует) предъявлению к оплате актов выполненных работ, содержащих недостоверную информацию и необоснованному выделению бюджетных средств подрядчикам.
6. Использование ТМЦ, приобретенных МБУ «ГЦОДД» в 2023 году за счет лимитов, выделенных на обустройство конечных остановочных пунктов, производилось Учреждением при осуществлении деятельности по содержанию сетей наружного освещения города и не связано с обустройством конечных остановочных пунктов. При этом, оборудование наружным освещением заявленных Департаментом транспорта мэрии как обустроенных в проверяемом периоде КОПов («ул.Белоусова» и «ул.Полевая») в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией до момента проведения проверки не выполнено.
7. В МБУ «ГЦОДД» выявлено необоснованное списание ТМЦ в завышенном количестве общей стоимостью 49 тыс. рублей
8. Часть остановочных павильонов, предусмотренная к поставке и установке по муниципальному контракту с ООО ПК «НАРЗ» не была поставлена, что привело к неосвоению средств по коду финансирования на обустройство КОПов на сумму 693 тыс. рублей.
9. В течение проверяемого периода фактические работы по обустройству КОПов МБУ «ГЦОДД» выполнены на сумму 2млн.577 тыс. рублей по КЦСР, не предусмотренному для финансирования работ по обустройству конечных остановочных пунктов.
По результатам контрольного мероприятия можно сделать вывод о том, что Департаментом транспорта и подведомственными учреждениями не выполняются ни количественные параметры муниципальной программы в части обустройства конечных остановочных пунктов, ни качественные показатели обустройства, т.к. даже заявленные как обустроенные за счёт бюджетных средств в проверяемом периоде объекты фактически не соответствуют параметрам, указанным в распоряжении мэрии № 415-р. (это касается освещения, площадок для установки мусоросборников / и контейнеров, нестационарных объектов для организации отдыха и приема пищи, остановочных павильонов).
По результатам проведения проверки:
- подготовлены 3 акта в отношении каждого объекта проверки и один сводный акт
- в адрес Департамента транспорта, МБУ «ГЦОДД» и МКУ «УДС» направлены представление с требованием устранить выявленные нарушения;
Руководством департамента и учреждений предоставлены ответы с перечнем мероприятий, направленных на устранение.
Одно физическое лицо, являвшееся в проверяемом периоде сотрудником МБУ «ГЦОДД» привлечено к административной ответственности.
Материалы проверки отправлены в правоохранительные органы.