Проверка эффективности распределения маршрутов городского наземного транспорта между коммерческими и муниципальными перевозчиками за 2020-2022 годы

Проверка эффективности распределения маршрутов городского наземного транспорта между коммерческими и муниципальными перевозчиками за 2020-2022 годы

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2023 год проведена проверка эффективности распределения маршрутов городского наземного транспорта между коммерческими и муниципальными перевозчиками за 2020-2022 годы.

В настоящее время в целях улучшения качества и эффективности транспортного обслуживания населения, в том числе в целях развития транспортной инфраструктуры общего пользования в городе Новосибирске приняты и исполняются, такие нормативные документы как:

1) «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы»;

2) «Комплексная схема организации дорожного движения города Новосибирска;

3) «Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска на 2020-2023 годы»

В указанных документах развернуто обозначены проблемы транспортной инфраструктуры города Новосибирска и пути их решения, в том числе: направленные на улучшение транспортного обслуживания населения общественным транспортом. Фактически выполнение указанных мероприятий на момент проведения контрольного мероприятия осуществляется на низком уровне. Это негативно влияет на качество и эффективность транспортного обслуживания населения, на скорость движения общественного транспорта на улично-дорожной сети города. Помимо прочего, невыполнение запланированных мероприятий влияет на привлекательность действующих маршрутов для перевозчиков и способность качественно выполнять расписание движения.

При этом следует отметить, что реализация мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту объектов и элементов транспортной инфраструктуры находится в общей компетенции различных структурных подразделений мэрии.

Основными нормативными документами, регулирующими отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, являются:

1. Федеральный закон 13.07.2015 № 220-ФЗ;

2. Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска утвержденное постановлением Мэрии города Новосибирска от 16 октября 2019 г. № 3811.

В соответствии п.2.ст.14 Федерального закона 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления либо иным муниципальным заказчиком муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений закона.

На дату проверки перевод на муниципальный контракт осуществлен только в части:

1) всех 13 троллейбусных маршрутов;

2) трех автобусных маршрутов: №№ 23, 45, 54 МКП «Новосибгортранс»

Таким образом, в нарушение п.2.ст.14 Федерального закона 220-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти - МКУ «ЦУГАЭТ» автобусные маршруты регулярного сообщения по регулируемому тарифу, по которым закончились сроки их действия, не переведены на муниципальный контракт (за исключением трех, указанных выше).

Муниципалитетом не в полной мере проведены мероприятия по переводу (подготовки) на муниципальный контракт автобусных маршрутов регулярного сообщения по регулируемому тарифу коммерческих перевозчиков, что позволило бы, отработать механизм эффективного сбора доходов от платы за проезд и проводить мероприятия по оптимизации маршрутной сети.

Маршрутная сеть регулярных перевозок пассажиров и багажа города Новосибирска утверждена приказом Департамента транспорта от 07.06.2016 №91-од. В последующие периоды Департамент транспорта приказами об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок регулярно вносил корректировки в утвержденные ранее муниципальные маршруты. Актуальный реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Новосибирска, публикуется в открытом доступе на официальном сайте мэрии г. Новосибирска, а также на официальном сайте МКУ «ЦУГАЭТ».

Динамика изменений муниципальной маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах г. Новосибирска укрупненно по состоянию на отчётные даты проверяемого периода в части количества и протяженности маршрутов, максимального количества транспортных средств на маршруте представлена в таблицах на этом и следующих слайдах.

Как видно из данных таблицы на слайде общее количество маршрутов регулярных перевозок в рассматриваемый период снизилось на 16,4% (или на 26 маршрутов), преимущественно за счет уменьшения количества маршрутов, обслуживаемых коммерческими перевозчиками.

Снижение максимального количества транспортных средств на маршрутах, регулярных перевозок в границах города Новосибирска по состоянию на 01.01.2023 составило 12,9% (или на 259 единиц) по сравнению с количеством транспортных средств на 01.01.2020.

Наибольшее снижение максимального количества транспортных средств на маршрутах произошло за счет уменьшения количества транспортных средств, принадлежащих коммерческим перевозчикам: маршрутных такси на 17,6% или 140 единиц, автобусов на 13,1% или 99 единиц.

Общая протяженность всех маршрутов также имеет тенденцию к снижению к концу рассматриваемого периода. Так по состоянию на 01.01.2023 снижение в протяженности маршрутной сети г. Новосибирска составило 453,7 км или 15,1%.

Как видно из таблицы уменьшение общей протяженности маршрутной сети г. Новосибирска произошло по причине уменьшения протяженности маршрутов, обслуживаемых коммерческими перевозчиками, в то время как общая протяженность маршрутов, обслуживаемых муниципальными перевозчиками, возросла за счет увеличения протяженности автобусных маршрутов.

В ходе проверки сделан вывод, что в ряде случаев выполнение процедуры установления, изменения, отмены маршрутов осуществляется при некорректном документальном оформлении, в нарушение требований действующего Порядка.

Следствием общей тенденции к сокращению маршрутной сети г. Новосибирска в части количества и протяженности маршрутов, максимального количества транспортных средств на маршрутах является увеличение доли муниципальных перевозчиков по всем показателям.

Необходимо отметить, что количество транспортных средств на маршрутах может отличаться от количества, предусмотренного утвержденными муниципальными маршрутами регулярных перевозок в границах города Новосибирска. Так в таблице на слайде представлено сопоставление максимального количества транспортных средств на муниципальных маршрутах регулярных перевозок и действовавшими на отчётные даты договорами, муниципальными контрактами и свидетельствами об осуществлении перевозок по маршрутам.

Как видно из таблицы наблюдается недостаточность транспортных средств на маршрутах, при этом имеются маршруты, на которых полностью отсутствуют перевозчики на рассматриваемые даты.

Кроме того, фактическое нахождение транспортных средств на маршруте значительно ниже показателей, предусмотренных договором, особенно у коммерческих перевозчиков.

У коммерческих перевозчиков самые низкие показатели по выполнению рейсов по расписанию, с самыми высокими темпами снижения указанного показателя, что говорит о том, что у коммерческих перевозчиков произошло значительное ухудшение качества обслуживания пассажиров.

При этом, за проверяемый период за невыполнение обязанностей перевозчиков, предусмотренных требованиями договоров об организации регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Новосибирске, в том числе: установленного договорами планового количества рейсов за предыдущий месяц санкции к перевозчикам с высоким пассажиропотоком практически не применялись, договоры не расторгались, что приводит к снижению качества и культуры обслуживания пассажиров коммерческими перевозчиками и дальнейшему нарушению Правил перевозок пассажиров и багажа.

В проверяемый период открытые конкурсы на право заключения договора об организации регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Новосибирске (по регулируемым тарифам) и на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска организовывались и проводились 2-мя соответствующими комиссиями:

За проверяемый период 2019-2021 годы комиссиями по проведению открытых конкурсов проведено 32 открытых конкурса (45 лотов), в том числе: по маршрутам по регулируемым тарифам - 5, по не регулируемым тарифам -27.

За проверяемый период комиссиями конкурентные процедуры осуществлялись в основном в отношении не востребованных перевозчиками маршрутов, в результате конкурентный подход при проведении конкурсов отсутствует, а востребованные маршруты (т.е. рентабельные с высоким пассажиропотоком) продлеваются в пользу коммерческих перевозчиков Департаментом транспорта мэрии без проведения конкурентных процедур.

Анализ доходности (рентабельности) маршрутов (по показателю - количество перевезенных пассажиров на 1 километр) показал, что по самым рентабельным (востребованным) маршрутам перевозки пассажиров осуществляют коммерческие перевозчики. Большинство маршрутов у муниципальных предприятий с низким пассажиропотоком (т.е. убыточные). Этому способствует не только отсутствие конкурсных процедур, но и сложившаяся специфика муниципального транспорта (состояние в проверяемом периоде).

За проверяемый период проведены открытые конкурсы только по 17 маршрутам, из них: всего по двум лотам конкурс состоялся, то есть конкурентный подход при проведении конкурсов реализован только по 2 лотам из 45 лотов. В результате чего, одна из основных целей проведения открытых конкурсов: прозрачность распределения маршрутов и улучшение транспортного обслуживания населения фактически не достигается.

Кроме того, в проверяемый период Департамент транспорта осуществлял выдачу свидетельств и карт маршрута без проведения открытых конкурсов (на условиях временной работы). Департамент транспорта уведомлял о приеме заявлений от перевозчиков, принимал, рассматривал и проводил оценку заявлений с оформлением результатов протоколом. За проверяемый период оформлено 60 протоколов по 33 маршрутам, в том числе: по нерегулируемым тарифам - 24, по регулируемым – 36.

При анализе указанных протоколов установлено, что конкурентный подход при проведении процедуры оценки заявлений фактически отсутствовал. По данным 60 протоколов, в 58 случаях заявления поступили от единственного перевозчика, в 2-х случаях по два заявления, но допущено к рассмотрению по одному.

По результатам проведения контрольного мероприятия:

  • подготовлен акт от 01.12.2023;
  • в адрес УПП направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
  • в адрес первого заместителя мэра направлено информационное письмо.

Руководством УПП частично представлены разногласия и пояснения и ответ с перечнем мероприятий направленных на частичное устранение выявленных нарушений.

Материалы проверки направлены в правоохранительные органы.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы