Контрольно-счетной палатой города Новосибирска проведена внеплановая проверка правомерности и обоснованности коммунальных расходов в муниципальном казенном учреждении города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 1» за период 2023 – текущий период 2024 года».
На ряду с основными видами деятельности, в целях выполнения которых создано учреждение, муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 1» (далее – МКУ «ДЭУ № 1») вправе заниматься приносящей доход деятельностью, в том числе содержание жилых и нежилых помещений (устав, утвержденный приказом департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее – ДТиДБК мэрии) от 13.01.2022 № 0002-од).
Общая площадь нежилого здания по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 96 составляет 9 968,3 м², из которой 8 339,0 м² является муниципальным имуществом города Новосибирска. В соответствии с Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.11.2008 № 1092 «О Порядке управления и распоряжения имуществом муниципальной казны города Новосибирска» от имени города Новосибирска права собственника в отношении имущества казны осуществляет Совет депутатов, мэр города и мэрия. От имени мэрии управляет и распоряжается имуществом муниципальной казны департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее – ДЗиИО мэрии).
МКУ «ДЭУ № 1» занимает административные помещения общей площадью 2 717,5 м², в том числе на праве оперативного управления – 1 199,7 м² (приказ ДЗиИО мэрии от 03.03.2009 № 179-од) и по договору безвозмездного пользования от 21.04.2016 № 0083333-БП – 1 517,8 м².
Между МКУ «ДЭУ № 1» и ДЗиИО мэрии был заключен договор об организации обслуживания имущества муниципальной казны от 16.11.2009 № 10-03 на помещения общей площадью 7 139,3м², который обязывает МКУ «ДЭУ № 1» осуществлять работу по обслуживанию, технической эксплуатации, текущему содержанию и обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния имущества, в том числе заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг.
По результатам контрольного мероприятия установлены нарушения:
1. В нарушение Гражданского Кодекса РФ и Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ), помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование принадлежат одному владельцу – городу Новосибирску. Помещения в подвале – вентиляционные камеры, бойлерная, коридоры, тамбура, в которых находятся инженерные сети здания по ул. Фрунзе, 96 (тепловой узел, КИП, бойлерная), являются общедомовым имуществом и не могут находиться в составе муниципальной собственности, и тем более, не могут быть переданы МКУ «ДЭУ № 1» в качестве офиса, как это было произведено с помещением № 33 по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом муниципальной казны города Новосибирска от 21.04.2016 № 008333-БП. Анализ технической документации помещений (поэтажные планы и экспликации), предоставленной ДЗиИО мэрии письмами от 08.11.2024 № 31/22/17511 и от 26.11.2024 № 31/22/18597 выявил закрепленные за МКУ «ДЭУ № 1», муниципальное бюджетной учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Спортивная школа олимпийского резерва «Центр спортивной борьбы» (далее – МБУДО СШОР «ЦСБ»), ДТиДБК мэрии, муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Управление дорожного строительства», муниципальное автономное учреждение города Новосибирска «Горзеленхоз» помещения, которые не могут быть собственностью одного владельца на основании вышеуказанных законодательных норм. Например, за МКУ «ДЭУ № 1» на праве оперативного управления и безвозмездного пользования закреплены вентиляционные камеры, бойлерная, коридоры, тамбура, расположенные в подвале и на 1, 5, 10 этажах, за МБУДО СШОР «ЦСБ» закреплены холл, лестничные клетки, лестницы, коридоры на 3, 4 этажах, за ДТиДБК мэрии на праве безвозмездного пользования закреплены лестничные клетки, коридоры на 2, 3 этажах. Кроме того, согласно ЖК РФ, бремя расходов на содержание общего имущества несут все собственники помещений. В связи с этим, расходы на содержание общедомового имущества только из бюджета города Новосибирска не правомерны. А также, доходы от сдачи в аренду площадей общедомового имущества принадлежат всем собственникам помещений. Контрольно-счетная палата города Новосибирска считает необходимым инициировать выведение указанных помещений из состава муниципальной собственности.
2. В нарушение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказов Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» проверкой установлены факты несвоевременного признания доходов в бюджетном учете, по состоянию на 01.11.2024г. не отражена дебиторская задолженность за содержание имущества сумме 295,0 тыс. рублей.
3. В нарушение порядка, определенного Решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2015 № 125 «О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, и признании утратившими силу отдельных решений (положений решений) Совета депутатов города Новосибирска» тарифы на услуги, оказываемые МКУ «ДЭУ № 1» не менялись в течение более 13 лет. Стоимость услуг по содержанию нежилых помещений с 2011 года по настоящее время составляет 113,79 рублей за 1 м².
Установлены недостатки:
1. В ходе выборочного осмотра помещений муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц (акт осмотра от 04.12.2024г.) выявлены следующие факты:
- подвальные помещения №№ 17, 19, 34 на поэтажном плане общей площадью 10,1 м², помещения на 1 этаже № 30, 33 общей площадью 21,7 м², на 2 этаже № 27, 29-31 общей площадью 45,8 м² используются МКУ «ДЭУ № 1» не имея на это правоустанавливающих документов;
- подвальное помещение № 44 площадью 145,8 м² завалено мусором, часть помещения залита водой в связи с неустраненным порывом трубы;
- к подвальным помещениям № 45, 46, 95, 96 площадью 29,3 м², к помещениям на 2 этаже № 33 площадью 12,2 м², на 8 этаже № 3 площадью 4,7 м² у держателя казны нет доступа;
- в холле на 1 этаже (помещение № 2 площадью 210,8 м²) без правоустанавливающих документов на 20 м² организовано место для приема пищи с расставленными столами, диванами и стульями, собственник мебели не определен;
- помещения на 1 этаже № 49, 56, 57 общей площадью 246,3 м², на 10 этаже № 4 площадью 88,3 м² завалены мусором;
- фактическое расположение помещений зачастую не соответствует представленной технической документации, которая датирована 2002 годом, (например: демонтированы шкафы, возведены перегородки).
2. Ущерб бюджету города Новосибирска, причиненный вследствие отсутствия договоров на возмещение затрат МКУ «ДЭУ № 1» по коммунальным расходам составил 221,0 тыс. рублей, в том числе за 2023 год – 89,4 тыс. рублей, за 2024 год по состоянию на 1 ноября – 131,6 тыс. рублей.
3. По причине отсутствия актуальных тарифов на услуги по содержанию нежилых помещений недополученный доход бюджета города Новосибирска за проверяемый период составил 3 279,93 тыс. рублей, в том числе за 2023 год – 2 197,1 тыс. рублей, за период с января по октябрь 2024 года – 1 082,83 тыс. рублей, а цена услуги с июля 2024 года должна быть не менее 262,19 рублей.
4. По причине отсутствия ряда договоров на содержание имущества в 2023 году и с августа 2024 года, начисления дебиторской задолженности не за все месяцы, расчета суммы дохода за меньшую площадь, учитывая коэффициенты уровня инфляции, недополученный доход бюджета города Новосибирска за проверяемый период составил 2 238,5 тыс. рублей, в том числе в 2023 году – 1 022,1 тыс. рублей, в 2024 году – 1 216,4 тыс. рублей.
Таким образом, за проверяемый период, недополученный доход бюджета города Новосибирска от оказания платных услуг МКУ «ДЭУ № 1» по содержанию нежилых помещений составил – 5 518,43 тыс. рублей, в том числе в 2023 году – 3 219,2 тыс. рублей, в 2024 году – 2 299,23 тыс. рублей.
Установлены финансовые риски:
1. На основании Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» распоряжение объектами нежилого фонда, находящимися в муниципальной собственности, без разрешения уполномоченного органа местного самоуправления, а также их использование с нарушением правил эксплуатации и содержания влечет наложение административных штрафов, что создает финансовый риск для бюджета города Новосибирска.
2. В бюджетном учете МКУ «ДЭУ № 1» по состоянию на 01.11.2024г. не отражена дебиторская задолженность по решениям Арбитражного суда НСО за содержание имущества в сумме 295,0 тыс. рублей, в связи с чем создан риск искажения показателей бюджетной отчетности.
МКУ «ДЭУ № 1», являясь держателем имущества муниципальной казны, неудовлетворительно исполняет обязательства по договору об организации обслуживания имущества муниципальной казны от 16.11.2009 № 10-03. По мнению контрольно-счетной палаты города Новосибирска, МКУ «ДЭУ № 1» совместно с ДЗиИО мэрии необходимо провести инвентаризацию муниципальных помещений, работу по их приведению в надлежащее санитарное и техническое состояние, инициировать разработку новой технической документации.
В целях снижения рисков, связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления в сфере содержания муниципального имущества и во исполнение Представлений контрольно-счетной палаты города Новосибирска:
1. МКУ «ДЭУ № 1»:
- инициирована разработка нового технического плана здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 96 – планируемый срок согласования III квартал 2025 года;
- порыв трубы устранен, уборка мусора будет завершена к марту 2025 года;
- в части уточнения площадей и номеров помещений (выведение общедомового имущества) в ДТиДБК мэрии направлено обращение об изменении договора безвозмездного пользования – планируемый срок завершения работы комиссии II квартал 2025 года;
- в бюджетном учете отражена дебиторская задолженность по судебным актам (592,7 тыс. рублей);
- в департамент экономики и стратегического планирования мэрии направлено письмо об индексации тарифов на 244,7% (с 2012 по 2024 год) – возможный срок утверждения II квартал 2025 года;
- заключены договоры на оказание услуг с 3-мя контрагентами, остальным направлены сопроводительные письма с проектами договоров на возмещение коммунальных услуг / содержание общего имущества, аналогично, направлены акты сверок – срок согласования 1 месяц, в случае понуждения заключения договоров в судебном порядке вступление в законную силу планируется в IV квартале 2025 года;
- в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей к 4-м виновным лицам применено дисциплинарное наказание в виде замечания.
2. ДЗиИО мэрии:
- после принятия положительного решения о выделении мест общего пользования в самостоятельные объекты комиссией по вопросам формирования объектов недвижимости ДЗиИО мэрии обеспечит проведение кадастровых работ, с последующей государственной регистрацией;
- по окончании I квартала 2025 года будет закончена полная инвентаризация муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МКУ «ДЭУ № 1» и переданного ему по договору об организации обслуживания;
- прорабатывается вопрос о внесении изменений в договор об организации обслуживания имущества муниципальной казны в части обязанности ДЗиИО мэрии по проведению контрольных мероприятий;
- усилен контроль за актуализацией технической документации на объекты муниципального имущества, за своевременностью рассмотрения обращений правообладателей муниципального имущества и недопущением использования муниципальной собственности без разрешения уполномоченного органа местного самоуправления;
- по итогам рабочего совещания (24.12.2024г.) с собственниками по вопросам, связанным с содержанием общего имущества в здании, исходя из экономически обоснованного тарифа на содержание, достигнуто согласие о его рассмотрении и утверждении на общем собрании собственников;
- учитывая требование контрольно-счетной палаты города Новосибирска и решение Центрального районного суда города Новосибирска, по итогам аппаратного совещания, принято решение о подготовке и направлении конкурсной документации по выбору управляющей компании для управления нежилым зданием, расположенным по адресу: ул. Фрунзе, 96.
Мэру города Новосибирска, контрольно-счетной палатой города Новосибирска, было направлено информационное письмо.